«Искра» креативного мышления

48,

Когда ты последний раз соприкасался с искусством? На самом деле для этого не обязательно ехать в Эрмитаж или Нью-Йоркский MoMA. Современное искусство повсюду. Начиная с прошлого года Нефтекамск стал площадкой для самовыражения известных зарубежных и российских художников. Благодаря фестивалю «Искра» наша арт-карта насчитывает порядка пятидесяти работ. Проект стартовал в 2020, его третий этап завершился в октябре нынешнего года. Инсталляции, муралы, граффити, абстрактные композиции, а также партизанские оффлайн/онлайн активации и фрипэйнтинг – иногда легко «читаемые», иногда загадочные – остались в наследство горожанам. Как их понимать и что будет дальше? Об этом мы узнали у Дмитрия Кудинова (LIL-DEE) и Лиды Авериной, кураторов Арт-посольства «Супернова», тьюторов с колоссальным опытом работы в искусстве.

 48 авторских работ 
 Общая площадь рисунков – 4525 кв.м. 
 30 участников из 22 городов 

Лида:

- Наш фестиваль начался, когда во всем мире в стрит-арте было затишье. В период режима мировой изоляции Нефтекамск стал единственным городом с такой арт-активностью. Мы действительно привлекли внимание мирового художественного сообщества и получили большой отклик от жителей Нефтекамска.

Дима:

- Ваш город имеет огромный социальный потенциал. Нефтекамск считается городом с хорошей культурной базой. Важно, чтобы в комплексе была инфраструктура, доступная среда, разнообразие вариантов субкультур. И это все нужно не насаждать, а формировать. И наш фестиваль – это первая искра, которая зажигает жителей города менять что-то в нём дальше.

 Встреча с кураторами

Лида:

В этом году у нас была небольшая задача: четыре арт-объекта. Мы собрали пул поверхностей, пригласили к участию много ребят, которые сделали небольшие работы. Поработали, посмотрели, и мы им предложили формат побольше. Спустя время, увидели реакцию жителей, благодарность. Так, например, незапланированно мы добавили работу на дом 45 по ул.Ленина. Сами жители попросили об этом.

- Есть ли скрытый смысл у работ фестиваля?

Дима:

- У каждого художника есть своя философия, которая объединяет все его работы. У Акрамова - история про цивилизацию, каменные джунгли. Он часто рисует растения на фасадах, создает уют и тепло на наших улицах, такое одомашнивание пространства. Яблони – из той же серии... Если говорить про наши работы за ГЦК - у нас там был склад, уютное место, сосновый лес рядом. И во время паузы в работе ребята просто поэкспериментировали. Для работы Z-twins с «трубами» дополнительно будет QR-код для 3D модели, она будет парить.

«Одиночество», Сергей Acse

Лида:

- Самая концептуальная работа - это «Андеграунд» в переходе на Березовском шоссе. Она работает с контекстом, подчеркивает низовые сообщества, которые существуют. Обыгрывает и то, что мы спускаемся вниз в переход… Если говорить про выбор поверхностей, то каждому художнику нужно искать что-то свое. Например, кирпичная стена, с которой мы предложили снять велосипеды, была очень сложной для новенькой художницы (она работает кистями). Поэтому мы выбрали Элши. Она работает аэрозолью, но это был ее первый индивидуальный фасад («Вишня», пр.Комсомольский). Трансформаторные будки – это уже другой, небольшой формат. Здесь меньше социальной ответственности и больше возможностей для эксперимента. Каждый художник хочет развиваться. Сергей Акрамов, например, сделал две экспериментальные работы: в Екатеринбурге и в Нефтекамске (дворы по ул.Победы). Техника такая - при помощи специальной программы создается 3D модель, получается своего рода VR натюрморт. Интересный опыт.

Дима:

- Задача настоящего художника – осознанно подходить к изменениям пространства, особенно когда берешь большой формат. Мы над всеми работами крупными сидим и взаимодействуем с художником от недели до месяца. Мы не выпустим человека на работу, пока не будет ясно, что он понял задачу и с этим справится. Нам свою задачу формулируют, а мы предлагаем свой формат, видение. Например, нефтекачалка – это был спонтанный креатив. Нам предложили ее сделать золотой. Но мы понимали, что она в таком формате превратится просто в китайскую игрушку, удешевится. Надо было работать с формой. Мы предложили каллиграфию от Custom Bas. И все очень здорово сошлось.

- Некоторые работы вызвали дискуссию у горожан. Как вы отнеслись к публичному обращению от худсовета города, который раскритиковал муралы? Почему не выбирали в качестве авторов кого-то из заслуженных деятелей Нефтекамска?

Дима:

- Люди должны подтверждать слова действиями. Всем этим критикам мы не раз говорили – сегодня у нас открытый стол, приходите, будет диалог. Никто не пришел. Многие деятели Нефтекамска, к сожалению, высказываются из своего опыта, который попадает на 80-е годы. В то время только-только возникал постмодернизм, очень крутое направление, но он зачах вместе с распадом Советского Союза. Эти люди в принципе никогда не взаимодействовали с уличным искусством. Конечно, когда современное искусство возникает в публичном пространстве - это очень заметно. Это щемит. Почему не мы? Скажу слова от организаторов: «Никто к нам не приходит с предложениями, мы слышим только критику». А когда надо что-то сделать, предлагается очень сырой материал.

 «Исполин». Сергей Бархан

Дима:

- Я этим занимаюсь уже двадцать один год. И умею принимать негатив. Самое худшее - это нейтральное отношение. Мы даже с социологами обсуждали – критическое мышление оно в Нефтекамске есть. Думаю, оно связано с геоположением. Все пограничные города со столкновением культур имеют такой неоднозначный характер.

«Милый дом», часть 2. Сергей Акрамов

Как вы оцениваете уровень работ фестиваля?

Дима:

- Один из объектов в Нефтекамске мы подадим на международный фестиваль. Работа «Потерянное детство» напротив ГЦК попадает в книгу про русский стрит-арт в Великобритании. Работа Кости Zmogk «Обманутые дольщики» на ул.Декабристов - в китайскую книгу.

«Тьютор», Сергей Acse

Какие у Нефтекамска перспективы, связанные с «Искрой»?

Дима:

- С городом нужно работать дальше. Цветовое решение по улицам, реклама, вывески – при грамотном подходе создается городская эстетика. Процесс двусторонний: люди формируют среду, но и она тоже влияет на следующие поколения. У нас есть планы продолжить фестиваль, мы даже знаем поверхности, где будем добавлять арт-объекты. Художников, конечно, нужно букировать заранее, мы все живем проектами не только в России, но и за границей. В целом наша задача организовать импорт художников, а дальше творчество выходит вовне. О вашем городе узнают другие художники, жители других городов, мировое стрит-арт сообщество. Вместе с тем мы запускаем процессы внутри города. Как с этим будет работать город – уже не наш вопрос… Есть множество вариантов, не хочется давать готовые решения. Может, кто-то будет экскурсии, велоэкскурсии проводить, кто-то снимать клипы, делать фото. Можно ведь даже запустить альтернативный городской бренд, монетизировать это. Нужна инициативная группа. Мы бы хотели, чтобы этот фестиваль повлиял на мировоззрение нефтекамцев.

В фестивале приняли участие: Марат Morik, Рустам Qbic, Василий LST, Роман Мураткин, Анатолий Akue, Shozy, Issue, Артём Стефанов (STFNV), Кирилл Ashesteen, Евгений Pacer Воронин, Александр Stan Шиманов, Константин Zmogk, команда EffectGraff (Jozi, Maiz, Olifa, Reset), Фрукты-Врукты, LST, Z-twins, Barhan, Muluk, Зия Рисует, Akramov, Acse, Custom Bas, Alshey Vario, Code501.

Евгения Сагадиева

Адреса всех новых объектов можно посмотреть на карте.

Эта была последняя статья в этом разделе
west east