Елена Зотова: «Я хочу, чтобы каждый день считался»
Мимо этой женщины сложно пройти в толпе. Яркая, харизматичная, притягательная, она приковывает взгляды. А ей не привыкать привлекать внимание. 28 лет на сцене – каждый день, сотни песен и концертов, букеты цветов и знаки внимания. Восхищенные мужские взгляды и завистливые женские… Через многое прошла и многое пережила. Но осталась тонко чувствующей, ранимой и счастливой. Сейчас в душе её мир, покой и радость. Она – человек мира. И нет на Земле места, где она не может быть счастлива. Но пока таких места два – маленький городок в России Нефтекамск и морской курорт на французском побережье Canet-en-Roussillon. Что соединяет эти две точки на земном шаре? Конечно, любовь. Только любовь не знает времени и расстояний, только она способна объединять людей через тысячи километров.
Героиня нашего интервью - несравненная Елена Зотова. Еще несколько лет назад без неё не обходился ни один праздничный концерт. Её голос всегда становился кульминацией любого праздника. И вдруг – тишина… Теперь концерты заканчиваются совсем другими песнями. Но Лена никуда не пропала, и с ней ничего не случилось. Разве только любовь. Та самая – через тысячи километров… Теперь Елена Зотова-Шене делит себя пополам между Россией и Францией.
«Интервью никому не даю», - строго сказала она мне, когда я первый раз предложила поговорить. И никакие уговоры не помогли. «Бессмысленное позёрство, делом надо заниматься, только так чувствуешь удовлетворение», - отказала как отрезала. Но я не сдалась. И накануне очередного приезда в Нефтекамск получила ответ: «Ну, давай попробуем, позвони мне…»
Встреча состоялась! И я очень этому рада. Думаю, что и вам наш диалог понравится. Иногда бескомпромиссный, порой лиричный, но честный и открытый.
Характерная черта – чувство юмора
Любимое время года – осень
Любимое время суток – утро
Любимый цвет – синий
Любимый праздник – День Победы
Любимое блюдо – всё сладкое
Любимый писатель – Томас Манн
Любимый актёр – Олег Янковский
Любимая цитата из кинофильма – «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Что больше всего ненавидите – глупость
Что считаете самым большим несчастьем – потерю матери
В какой стране хотелось бы жить –
на необитаемом острове
Способность, которой хотелось бы обладать – уметь рисовать
Состояние души в настоящий момент – радость и спокойствие
- Лена, Леночка, Елена… Какое обращение тебе больше нравится?
- Мама звала Алёнушкой. Я считала это верхом нежности. Отец звал Лёшка, потому что родители хотели мальчика. Я очень любила папу, и мне нравилось всё, что он говорил. Но чаще родные меня звали Алёна.
- А вообще к ласкательным словам типа «солнышко», «рыбка», «зайчик» ты как относишься?
- Муж меня зовёт «лапушка». Это мне нравится. Он очень умело его использует. Часто обращается и «зайчик», ударение на последний слог. Это так мило. Еще он меня называет – «моя родная Леночка»… А вот обращения «зайка», «солнышко» не люблю.
- Жизнь человека состоит из нескольких этапов – детства, юности и т.д. Для тебя какое время самое-самое?
- Настоящее. Детство у меня тоже было замечательное. Есть что вспомнить…
- Давай вспомним. Самые яркие впечатления?
- Очень смешной получилась моя поездка в пионерский лагерь после первого класса. Отец получил путёвку в лагерь «Орлёнок» в Дагестане. Меня отправили со старшей подружкой под её честное слово, что она там за мной проследит. В лагере она про меня забыла, начала гулять с мальчиками. А я, восьмилетний ребенок, осталась не у дел. Каждое утро просыпалась раньше всех и убегала в лес. Там были качели. Я садилась на них, раскачивалась и шептала: «Мамочка, мамочка, я так тебя люблю, забери меня отсюда, пожалуйста». И это повторялось каждый день, на протяжении месяца. Домой я вернулась грязная, похудевшая. Мама с папой, конечно, были в шоке. А я до сих пор это помню.
Ещё отложилось в памяти, что я маленькая – и у меня ассиметрия лица. Потому что за щекой всегда была конфетка: я их обожала и постоянно лопала.
Я всегда приносила домой каких-то бродячих кошечек, собачек, цветочки.
Помню, как сильно меня любили родители, очень хорошо меня всегда одевали. Мама вязала мне интересные вещи, которые в те годы здесь купить было невозможно. Может, поэтому, а может, я просто была милой девочкой, но меня все тискали, все хотели взять меня с собой в парк, покатать на качелях. В общем, я была любимым и обожаемым ребенком.
- А кем ты хотела стать в детстве?
- Однажды отец подруги меня спросил: «А кем ты будешь, когда вырастешь?». Я сказала: «аЛтисткой». Мне было 4-5 лет. То есть я уже тогда себе напророчила будущее.
Хотя потом у меня всё изменилось. Я захотела быть художником-модельером. Слово «дизайнер» тогда никто не знал. Одна знакомая художница нарисовала на картоне куклу. Я ее вырезала и потом из открыток рисовала одежки и примеряла на куклу. Лет в шесть я уже начала вязать, в основном одежду на пупсиков.
Потом увлеклась ботаникой – цветами, гербариями. Думала, буду биологом-ботаником. Конечно, от этого увлечения отошла. Но модельером стать попробовала. Пошла после десятого класса в наше училище на закройщицу. Проучилась три месяца, и меня пригласили в ДК «Строитель». Первая запись в моей трудовой книжке: «артистка народной филармонии». Это было в 1989 году. Мне было 18 лет.
- Когда ты начала петь?
- С восьмого класса. Старший брат Дима привёл меня в свой ансамбль на предприятии. А потом - в джазовый оркестр в ДК «Нефтяник» под управлением Юрия Старикова. И вот там я начала петь уже публично. Выступали на конкурсах, фестивалях, концертах. Так началась моя музыкальная деятельность. Но, честно говоря, пела из-под палки, просто потому, что заставлял брат. Хотя, не буду отрицать, мне нравилось быть на виду.
- А когда тебе понравилось петь по-настоящему?
- Когда я заработала свои первые деньги. И через некоторое время появилась популярность - я стала востребована. Пела не только в ДК, я работала в клубах и ресторанах. Записывала голосовую рекламу на радио, озвучивала в кукольном театре разных персонажей. В общем, у меня была очень активная творческо-певческая деятельность.
- Когда ты выступала последний раз?
- Пару лет назад.
- Скучаешь по сцене?
- Вообще нет. Но очень благодарна людям, которые все эти годы были со мной. Не фанаты, а просто любители моего исполнения. Я не певица, я исполнительница песен. Потому что у меня нет музыкального образования, я никогда не занималась вокалом. Никогда мне не ставили голос, никогда толком ничего не репетировала, но могла среди ночи проснуться и запеть. Чтобы быть популярной певицей, мало иметь только голос.
- А что нужно иметь ещё?
- Внешние данные, харизму, выбор репертуара, ну и достойно нести себя. Тогда тебя никто не обидит и не унизит.
Допустим, у меня нет в жизни человека, на кого я когда-то была бы обижена. На меня никогда не давили, не диктовали условия. Я выходила на сцену в том, в чём хотела, и пела то, что хотела. Я чувствую и знаю, что у меня было особое положение и отношение ко мне. И очень благодарна всем своим руководителям, спонсорам и коллегам.
- Что повлияло на изменения в твоей жизни?
- Прежде всего, учёба в Санкт-Петербургском институте культуры и искусств, куда я поступила, когда мне было 39 лет. Это было моё первое после школы образование, выбранное осознанно, и потому оказавшееся очень интересным. Факультет культурологии и социологии открыл для меня новый мир. У нас были лекции по шесть часов в «Эрмитаже» с известными искусствоведами! И эти люди меня хвалили за какие-то мои высказывания, за мои знания. Я так гордилась собой! И тогда поняла, что меня можно ценить не просто за то, что у меня есть голос, а за ум и интеллект в том числе.
Вообще всем советую так сделать, даже людям с образованием: если есть возможность – идите и учитесь! Это поможет открыть в себе что-то новое и интересное.
- То есть поменялось твоё мировоззрение?
- Думаю, да. Я всегда чувствовала в себе внутренний потенциал. Но для многих я была просто певицей, которой нравится только внимание и популярность. Но сейчас это переросло в другую цель – хочу добиться всего не напоказ, а в первую очередь доказать себе: я что-то в этой жизни могу. Что я живу не зря. Где-то услышала фразу, и она мне очень нравится: «Жизнь – это дар. Важен каждый прожитый день». Я хочу, чтобы каждый день считался. Чтобы мои дни шли мне в зачёт как личности. Слава Богу, что я сама пришла к этому, и моя жизнь изменилась.
- В твоей новой жизни есть вера?
- Да, я верю во все хорошее, в высшую силу, которая меня оберегает и выводит на путь истинный. Пусть это пафосно звучит, но, тем не менее, это так. Я езжу в церковь поставить свечку в благодарность Богу за то, что у меня светло на душе.
Как-то мой любимый сатирик Михаил Жванецкий в одном из своих монологов сказал очень важную мысль. Когда у него сын спросил: «Папа, что такое Бог?», он ответил: «Сынок, Бог – это ты, он в тебе. Имей совесть и делай все что хочешь». И ведь правда, совестливый человек не сделает ничего плохого. Твоя совесть – это твой Бог внутри тебя.
- Значит, произошли изменения не только в мировоззрении, но и в душе?
- Да. И, наверное, потому, что появилась любовь. Раньше я не знала, что такое любовь. У меня были бурные романы, но, только сейчас, встретив своего мужа, я понимаю, что значит это чувство. Хотя объяснить его не могу. Как будто чёрный цвет внутри, который я носила и в одежде, сменился на другое ощущение – светлое и легкое. На одну и ту же вещь в разные периоды жизни ты смотришь по-разному. В какой-то период жизни стакан для меня был наполовину пуст, а сейчас он наполовину полон. Хотя всегда была оптимисткой. Я чувствовала, я знала, что со мной что-то должно произойти, что-то должно случиться. Десять лет жила с этим чувством. Только сейчас могу объективно сказать – вот оно!
- Ты живёшь на две страны. Когда ты во Франции, скучаешь по России и наоборот?
- Скучаю, конечно! Для меня Россия, мой город – это моя страна, которой я безумно горжусь. Но и Франция за пять лет стала мне родной, потому что там моя семья - муж и кот Тигруша. Кстати, коту уже 14 лет, и 4 года из них он француз.
Конечно, во Франции мне комфортно, удобно, тепло, красиво. Но мне там скучно.
Только сейчас могу сказать, что я русская-русская. И не исключаю, что в определенном возрасте буду жить в России вместе с мужем.
- Гейлу нравится Россия?
- Ему очень нравится Россия. Он слушает русскую музыку, смотрит кино, изучает русский язык, любит русскую кухню и, вообще, знает о России очень много. Пять лет мы вместе. В июле у нас была регистрация брака.
Мы с Гейлом любим поболтать друг с другом, часто спорим на философские, политические, спортивные темы. И споры бывают очень жаркими! Прежде всего, мы с ним друзья. Никогда не думала, что для меня муж может быть другом.
- Готова ради него меняться?
- Я это и делаю. Не всё, конечно, я могу в себе изменить. Что-то во мне незыблемо. И это любовь к свободе и независимости. И Гейл это знает. Он сам такой. В нашей жизни для каждого есть личное пространство.
- Что тебя в людях привлекает, а что отталкивает?
- В людях меня привлекает чувство юмора. Очень сильно.
Самоуважение. Люди, которые себя уважают, уважают окружающих.
Порядочность, эрудиция и интеллект, который читается в глазах. Так же как и глупость. Самое неинтересное и самое отталкивающее качество в человеке – это его глупость. Я не люблю враньё. Ложь – это страх. Только люди, которые чего-то бояться, обманывают, выкручиваются.
- Ты никогда в жизни не врала?
- Врала много раз. Тогда, когда мне было страшно. Сейчас в отношениях с близкими людьми я никогда не обманываю. Я не унижаюсь настолько, чтобы придумывать какие-то истории. Ничего такого в своей жизни я не делаю, поэтому мне не стыдно. А раньше было стыдно. Приходилось врать, выкручиваться. Сейчас есть какие-то принципы, есть понимание того, что хорошо, а что плохо.
- Какой из советов, который тебе когда-либо давали, оказался самым ценным?
- Вообще, советы - дело неплохое. Но я всегда делаю так, как считаю нужным. И я никогда и никого в своих ошибках не виню. И даже в детстве никого не слушала. Была вредным ребенком с вечным духом противоречия. Если сказали не ходить, я обязательно пойду. Я вообще этакая вредина по жизни – не мытьём, так катаньем своего добьюсь. Для жизни с близкими людьми это плохо, но для достижения цели - просто отлично.
- Ты свободный человек?
- Абсолютно!
- А что в твоем понимании свобода?
- Свобода - это когда ты делаешь все что хочешь, имея совесть, конечно. Совесть и определяет рамки свободы. Свобода - самое ценное в жизни человека. Я думаю, если есть какое-то желание в жизни, стремление, самое главное – не бояться. Правильно говорят: «кто не рискует, тот не пьёт шампанское».
- На кого из родителей ты больше похожа?
- На отца. У него был тоже независимый характер. Иногда я шучу: «Всё хорошее я взяла от мамы, а всё плохое – от папы». Мне кажется, он меня больше любил, больше понимал, и больше времени я проводила с отцом. Он брал меня с собой в отпуск. Не брата, а меня. Мы с папой были два модника. Он всегда был такой элегантный, любил модно одеваться. Хотя очень простой человек.
Я иногда думаю о том, что если бы мои родители были живы, моя жизнь была бы другой. Была бы другая Лена Зотова, другая человеческая история. Мне очень жаль, что я рано осталась без родителей. Но я довольна тем, как складывается сейчас моя жизнь. Все эти беды, несчастья и трудности сделали меня человеком.
- Ты всегда сама справлялась с трудностями?
- Сама… Когда тебе надеяться не на кого. Хорошо ли, плохо ли, но тем не менее я добилась в своей жизни чего-то и продолжаю это делать. Только своими силами, целеустремлённостью, стараниями и работоспособностью.
- На что сейчас направлена твоя работоспособность?
- На семейную жизнь. Сейчас это главный приоритет. Ещё я усиленно изучаю английский и французский языки, беру частные уроки у преподавателя, кстати, профессора из Москвы, которая тоже живёт во Франции.
- Сейчас ты счастлива?
- Для меня вообще счастье – это мгновение. Не могу сказать, что у меня целый период жизни счастливый. Нет. Я была счастлива всю жизнь. Другое дело, с какими промежутками и от чего. Ведь каждый человек получает свою порцию счастья в тот или иной момент жизни. Ты можешь быть счастлив, откусывая вкусный торт. Или видишь за окном красивый пейзаж. Или получаешь нежданную сумму денег. Или добиваешься какого-то успеха. А вообще, счастье любит тишину. Я в этом убеждалась уже не раз.
Несчастье - это дискомфорт в душе. Всё осязаемое тленно. Вечно всё, что в сердце, в голове, в душе. Чем больше позитивных мыслей, тем счастливей человек. Я считаю, что только человек, переживший тяжёлую травму, способен понять, насколько ценна жизнь и каждый её день.
- Назови три самых главных твоих желания…
- Я хотела бы прожить ещё одну жизнь с теми мозгами, которые у меня сейчас. Хотела бы прожить эту жизнь с моими родителями, с моим мужем и с моим котом.
- Что может вызвать у тебя слёзы?
- От всего могу заплакать. Меня трогают многие вещи. Вообще, я - натура чувствительная и эмоциональная.
- Ты можешь сказать, что начала новую жизнь?
- Мне сейчас нравится уединённый образ жизни. Если раньше я обожала публичность, быть в центре внимания, сейчас я не хочу этого категорически. Это отнимает свободу. Ты загоняешься в рамки, опять-таки надо соответствовать, а это сейчас меня жутко напрягает.
Наверное, чем старше человек, тем больше он думает о душе. Сейчас у меня начинается не какая-то лучшая жизнь, а просто другая. С другими ценностями и приоритетами. Я рада тому, что со мной произошло. Любые изменения в жизни только на пользу. Это надо запомнить и никогда ни о чём не жалеть….
Беседовала Ирина Югова